24 марта состоялось второе заседание научного семинара «Технологии в материальной культуре Бактрийско-Маргианской археологической культуры (БМАК)». Темой обсуждения стали «Вопросы изучения технологий создания мозаик и росписи на Гонур-депе».

Мероприятие инициированного Центром антропоэкологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА) РАН.

 

Первое заседание семинара были проходило 20-21 февраля 2021 г. в г. Миасс Челябинской области на базе Южно-Уральского Федерального научного центра минералогии и геоэкологии Уральского отделения РАН по теме «Геоархеология в комплексных исследованиях памятников Бактрийско-Маргианской археологической культуры». Оно было посвящено обсуждению вопросов технологии изготовления каменных и металлических изделий, найденных на известном памятнике эпохи бронзы Туркменистана Гонур-депе.

Центр антропоэкологии ИЭА РАН уже много лет плодотворно сотрудничает с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации Министерства культуры РФ (ГОСНИИР). Сотрудники ГОСНИИРа, имеющие большой опыт реставрации археологической монументальной живописи, регулярно участвуют в работах Российско-Туркменской Маргианской археологической экспедиции ИЭА РАН (МАЭ), проводя реставрацию и изучению объектов, найденных во время раскопок Гонур-депе.

Туркменистан богат памятниками истории и культуры. Среди них выделяется Гонур-депе, расположенный в юго-восточных Каракумах и относящийся к эпохе бронзы, который был открыт В.И. Сарианиди в 1972 г. С 2003 г. и до настоящего времени изучение памятника проводится МАЭ в рамках Соглашения между ИАЭ РАН и Министерством культуры Туркменистана. Раскопки Гонур-депе принесли не только огромную информацию об архитектуре, искусстве, мировоззрении, ремеслах, социальной организации, обычаях страны Маргуш, располагавшейся в конце III-II тыс. до н.э. в древней дельте р. Мургаб, но поставили немало вопросов, касающихся истории и культуры всей Средней Азии.

Одними из самых ярких находок, сделанных там, являются полихромные мозаики, выполненные в смешанной технике живописи по штукатурке и каменной мозаики. Подобная техника не известна была ни ранее ни в более позднее время. Важной особенностью этих мозаик является то, что это — одни из самых ранних, если не самые ранние сюжетные мозаичные композиции. Сюжеты, которые сохранились, во многом похожи на знаменитую роспись в сирийском дворце Мари II тыс. до н.э.  Реставрацию этих уникальных шедевров древнего искусства предков туркменского народа осуществляют художник-реставратор высшей категории Наталья Алексеевна Ковалева и художник-реставратор первой категории Галина Эдуардовна Вересоцкая из ГОСНИИР.

 


В процессе работ стала проясняться техника создания композиций, характеристики использованных красок и способы их получения, а также технология изготовления каменных мозаичных вставок. Каждая из найденных мозаик имеет свои особенности, многие из которых не вполне ясны. Поэтому второй научный семинар в упомянутой серии и было решено посвятить теме «Вопросы изучения технологий создания мозаик и росписи на Гонур-депе».

Открыла заседание 24 марта ученый секретарь ГОСНИИР Анастасия Сергеевна Макарова, кратко охарактеризовавшая сотрудничество между академическим учреждением и институтом реставрации. С приветственным словом выступил директор Государственного музея искусств им. И.В. Савицкого (Нукус, Республика Узбекистан), археолог, историк искусства, специалист по археологии и истории искусства Средней Азии, доктор искусствоведения Тигран Константинович Мкртычев. Он отметил роль советских, российских ученых и В.И. Сарианиди в изучении древнего прошлого Средней Азии, значение гонурских мозаик для истории искусства не только Туркменистана и Средней Азии, но и всего мира, подчеркнул какой большой пласт неизведанного эти произведения вскрывают . Он также отметил важность такого рода семинаров, позволяющих оперативно с пользой для дела обсудить профессиональные вопросы.

 


Главный научный сотрудник, руководитель Центра антропоэкологии ИЭА РАН и МАЭ Н.А. Дубова  рассказала об истории открытия мозаик на Гонур-депе, о контексте их нахождения, о тех работах, которые уже были проведены в направлении их изучения. С рассказом о процессе исследования небольшой мозаичной композиции (так называемый «коврик») из гробницы 3200 на Гонур-депе выступила Н.А. Ковалева. Она представила возможные варианты конструкции основы для гонурских мозаик, поделилась своими представлениями о реконструкции геометрического узора дынного предмета и тех сложностях, которые пока не преодолены.

 


Г.Э. Вересоцкая рассказала о  результатах проведенных исследований материалов мозаик, выполненными Физико-химической лабораторией ГОСНИИР (С.А. Писарева), Физико-химической лабораторией ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (А.Я. Мазина), ФНЦ минералогии и геоэкологии УрО РАН (А.М. Юминов). Также она рассказала о своих работах с композициями из гробниц 3230 и 3210 «царского некрополя» Гонур-депе, описала технологические особенности монтирования  разных мозаичных вставок (тессер) к основе, и предложила свою схему последовательности работ. Она представила результаты реконструкции композиции с парами грифонов и орлов из гробницы 3210 и рассказала о начале работ с впервые в Маргиане найденном фрагменте предмета с полихромной росписью из погр. 78 на Гонур 20.

 


Младший научный сотрудник Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Т.В. Юрьева представила результаты физико-химического исследования десяти образцов грунта и красочных слоев того самого предмета с полихромной росписью по белому грунту из погребения №78, о котором говорила Г.Э. Вересоцкая. По результатам исследования было выявлено, что наполнителем грунта является двуводный гипс. В качестве пигмента красного красочного слоя использовалась охра; В составе черного слоя идентифицирован углеродсодержащий пигмент. Анализ связующего вещества одного из образцов красного красочного слоя показал наличие полисахаридов (предположительно, камедь). В четырех исследованных  образцах из десяти были обнаружены нежизнеспособные споры грибов, причем на одном из них скопление спор выглядело как черный слой.

Старший научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований природных и синтетических материалов Южно-Уральского ФНЦ минералогии и геоэкологии УрО РАН.(Миасс Челябинской области), к.г-м.н. А.М. Юминов в совместном сообщение с И.А. Блиновым рассказал о минеральном составе красителей, применявшихся на Гонуре, которые были выявлены в результате изучения каменных пестов/курантов, использовавшихся для растирания. Кроме того, он кратко описал результаты изучения мозаичных вставок из гробницы 3915, минерала, из которого они изготовлены, и способа придания им определенного цвета.

 


На семинаре присутствовало почти 50 человек, в том числе из г. Нукус (Узбекистан), Павлодара (Украина), Миасса (Челябинская область), Барнаула, Ульяновска, Казани, Санкт-Петербурга и из разных учреждений Москвы. В их числе Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусств народов Востока и др. Дискуссию вызвал ряд моментов, в том числе возможный метод покрытия тессер глазурью, а также отмеченный А.М. Юминовым случай покрытия золотых сережек красной краской. Не меньший интерес вызвала интерес сложная техника монтирования тессер и конструктивные особенности основы, на которую монтировались мозаики.

 


Семинары проводятся в рамках работы по проекту РФФИ № 18-09-40082 «Технологии в материальной культуре БМАК в контексте культурного взаимодействия населения эпохи бронзы Евразии и динамики природного окружения (на примере южных областей Средней Азии)».